Правильное питание - одно из основополагающих звеньев в цепочке роста и развития ребенка. Об этом должны знать и родители, и сами учащиеся.

Здоровое питание – залог здоровья школьников

Современная школа призвана государством отвечать не только за образование и воспитание учащихся, но и за их здоровье. Немаловажную роль в решении проблемы здоровья детей играет их питание. Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.

Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, формировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное - принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.

Уникальной образовательной программой, отвечающей этим требованиям, является программа «Разговор о правильном питании». Питание является важнейшим фактором здоровья человека, а данная программа не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни.

Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития ребенка, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма.

Формирование культуры питания – это совместная работа родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – формировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям.

Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. При правильно организованном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет огромное значение для предупреждения многих заболеваний и преждевременного старения.

Задача деятельности нашего педагогического коллектива в рамках программы – своевременно обучать, пропагандировать здоровое питание, здоровый образ жизни, культуру питания. Меню в школьной столовой составляется именно с учетом рекомендаций о потребности растущего организма в энергии и пищевых веществах.

Задача школы - привести деятельность пищеблока, столовой, организацию питания в соответствие новым правилам и нормам СанПиН, которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях. Новые санитарные правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях и содержат требования:

• к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений, их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям для действующих учреждений и отдельно для строящихся и реконструируемых зданий образовательных учреждений;

• к организации здорового питания и формированию примерного меню;

• к организации обслуживания обучающихся горячим питанием;

• к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;

• к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности;

• к организации питьевого режима;

• к условиям труда персонала.

Главной задачей нашей деятельности в школе в рамках данной программы является научить учащихся правильно питаться, относиться к своему здоровью серьезно, а также дать знания о роли белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в питании. Приучить к расписанию желудка, учить, какие продукты следует употреблять в целях профилактики болезней. Донести до сведения учащихся информацию о химическом составе основных пищевых продуктов, рекомендуемых физиологическими нормами потребления энергии, о калорийности продуктов и готовых блюд, о содержании незаменимых аминокислот в важнейших продуктах, о главных источниках холестерина, о формуле сбалансированного питания, о правильном рационе питания, о том, как хранить продукты, об их максимальных сроках хранения. Большое значение уделять культуре принятия пищи.

Полезные ссылки:

http://39.rospotrebnadzor.ru/content/organizaciya-pitaniya-v-shkole

Документы:

"Приказ Минздравсоцразвития РФ №213н, Минобрнауки РФ №178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений

"Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 №06-731"О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников"

Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2012. №08-2053Методические рекомендации по разработке программы курса по формированию культурыздорового питания обучающихся, воспитанников

ФЗ №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ"Статья 37 Организация питания обучающихся.

ФЗ №29 от 02.01.2000 (в ред. от 13.07.2015)"О качестве и безопасности пищевых продуктов"

СанПиН 2.4.5.2409-08 (от 23.07.2008 №45)Требования к организации питания в ОУ

СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (в ред. от 27.08.2015) Постановление №26.Требования к организации питания в ДОО

Буклет для родителей