Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательного учреждения комплексного учебного курса

"Основы религиозных культур и светской этики"

Уважаемые родители!

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. В связи с этим, в федеральный компонент ФГОС был включен обязательный для изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие готовности личности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Среди личностных и метапредметных результатов обучения можно выделить следующие:

  • формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации.

Таким образом, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» ставит задачи духовно-нравственного воспитания и формирования ценностного мировоззрения личности, основанного на принципах толерантности, мультикультурности, понимания и уважения гражданских прав и свобод. Учебный курс ОРКСЭ призван не только повысить уровень религиозной грамотности учащихся (или овладеть комплексом историко-культурных знаний о религиозных и светских традициях российского государства), но и заложить основу самостоятельного критического мышления и оценки, расширить границы мировосприятия, показать ценность религиозного мировоззрения и картины мира и её права на существование, развить навыки межкультурного диалога и взаимодействия, стимулировать самостоятельную опытно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, продемонстрировать межпредметный характер курса и его связь с другими предметами гуманитарного цикла.

Нормативно-правовая основа преподавания

(из письма Министерства образования и науки Российской Федерации

от 22 августа 2012 года N 08-250 "О введении учебного курса ОРКСЭ")

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; "О свободе совести и религиозных объединениях".
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 года N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.

С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089" внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу "Основы религиозных культур и светской этики".

Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312" внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 года) в части введения курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.

Особенности методики преподавания

В 4-х классах общеобразовательных организаций РФ осуществляется преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

"Основы православной культуры",

"Основы исламской культуры",

"Основы буддийской культуры",

"Основы иудейской культуры",

"Основы мировых религиозных культур",

"Основы светской этики".

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству РФ осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы  можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение.

Выбор модулей будет осуществляться на классном родительском собрании, которое будет проведено 14 апреля 2019 года.